Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день известно, что праздник является не только важным элементом в развитии трудовой деятельности досуга. Роль праздников не сводится также к регулированию, ритмизации течения времени (хотя и это имеет огромное значение).
Празднество является крайне важной первичной формой культуры человечества. Данную культуру нельзя объяснить практическими условиями и целями труда социума, или биологической потребностью в праздничном отдыхе. Празднество всегда характеризовалось глубоким смысловым подтекстом.
Современные историки, основательно проанализировав праздники, аргументировали чрезвычайную приоритетность самого праздничного поведения, которое дает людям эмоциональное удовлетворение [7, с. 58]
Любой праздник носит и роль психотерапии – это своеобразный катарсис. Очищение происходит потому, что в ходе праздника находится выход примитивным инстинктам что в повседневной жизни обычно подавляется человеком. Особенно ярко это проявляется в ходе народных гуляний в истории, которые перерастали в мятежи и волнения. Тогда праздник становился специфичной формой выступления и выражения воли народа, предполагавшей ритуализированное поведение, что также являлось важным в жизни социума. В итоге, такие бунты заставляли проявлять уважение к неписанным правилам социума. Данные мятежи являлись способом укрепления локальной солидарности, были приоритетным социокультурным инструментом в формировании способности «жить вместе».
Режиссура же предполагает буквально «передачу надлежащего направления». Режиссером является человек, кто дает надлежащее направление драматургическому материалу при помощи актера.
Театрализовать материал в массовых представлениях – это выражение содержания материала при помощи театра. Последний же предполагает организацию сценического действия и формирование художественного образа спектакля. Поэтому основой для театра является пьеса. Основой театрализации является сценарий, который всегда строится на конкретной конфликтной ситуации, он – ценность, с точки зрения художественного построения.
Сценарная театрализация представляет творческий способ трансформации жизненного, документального материала в художественный сценарий.
Целью данной работы является рассмотрение традиционных масленичных гуляний: истории и современности.
Задачи:
- рассмотреть праздники и обряды как составляющую русской народной культуры;
- изучить историю масленичных обрядов;
- описать режиссуры массовых сцен;
- рассмотреть сценарий и осмысление темы представления «Как Шиш по Ярмарке гулял».
1 МАСЛЕНИЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1 Праздники и обряды как составляющая русской народной культуры
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом [3, с. 69]
Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни [6, с. 56].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аль Д. Основы драматургии. СПб., 2020.
2) Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974
3) Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968
4) Буторина Т. В., Масленичные идеи // Музыкальный руководитель. — 2021. — № 12. — С. 39-41
5) Генкин, Д.М. Массовые праздники : учеб.пособие для студентов ин-тов культуры / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
6) Ковальчук М., Развеселая наша Масленица // Сценарии и репертуар. — 2019. — № 24. — С. 56-72.
7) Красильников Н., Зимы волшебство // Сценарии и репертуар. — 2021. — № 21. — С. 58-68.
8) Марков О. Сценарная технология. Краснодар, 2018.
9) Рожкова С. В., Масленица : фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста // Музыкальный руководитель. — 2021. — № 12. — С. 29-36.
10) Русских С. Г., Масленица, приходи! // Музыкальный руководитель. — 2021. — № 1. — С. 31-32.
11) Саморядовская трапеза // Народное творчество. — 2021. — № 3. — С. 55-58
12) Шабанова А., Масленичные забавы : зимний триатлон на библиотечный лад // Библиополе. — 2020. — № 12. — С. 58-60
13) Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1993.
14) Шурупова Н., Масленица // Сценарии и репертуар. — 2021. — № 9. — С. 24-36.
15) Яхонтова Я. Б., Масленичный карнавал в Кефалонийских деревнях // Живая старина. — 2020. — № 1. — С. 19-20.